Общая информация
На текущий момент электронная коммерция (от англ. e-Сommerce) является быстрорастущим каналом сбыта товаров и услуг на международном уровне. Все больше пользователей сети Интернет переходит к онлайн покупкам, а бизнесу приходится адаптироваться к новым реалиям. В качестве одного из самых популярных средств электронной коммерции выступают цифровые платформы или маркетплейсы, которые ежегодно растут и привлекают все больше клиентов и поставщиков.
На текущий момент можно выделить несколько основных сегментов e-Commerce:
- B2B или бизнес для бизнеса – это продажа товаров и услуг между предприятиями (оптовая онлайн-площадка – Alibaba, 1688 и т.д.). В2В-торговлю можно рассматривать как оптовые сделки
- B2C или бизнес для клиента (потребителя) – это продажи между предприятиями и их клиентами (например, Amazon, Walmart и Apple)
- C2C или потребитель к потребителю – это взаимоотношения, в которых люди (физические лица) продают товары друг другу (аукционы, «барахолки», обмен товарами и услугами). На базе отечественного опыта можно привести в пример платформы Kufar, Onliner, Ay.by и т.д., а из международного – eBay, Craigslist и Etsy
- C2B или потребитель для бизнеса – частные лица создают ценности для бизнеса (например, художники или фотографы на Shutterstock)
- D2C или напрямую к конечному потребителю – это относительно новая модель, когда бизнес (бренд) производит и продает товар конечному потребителю напрямую, минуя розничных продавцов, дистрибьюторов или оптовиков (например, подписка Netflix или товары Adidas.com).
Из основных функций e-Сommerce для пользователей «Единого окна» можно выделить следующие:
- Размещение информации о товаре (услуге) в структурированном виде согласно международным стандартам описания товара (услуги)
- Поиск покупателей и партнеров, с возможностью заключения сделки по поставке (Платформа должна выступать гарантом совершения сделки)
- Экспорт по каналам e-Commerce, включая полный цикл сопровождения сделки до момента получения товара (услуги) покупателем и осуществления взаиморасчетов
В целях консолидации усилий по продвижению белорусской продукции на внешние рынки предусмотрено создание Единого национального каталога товаров (Национальная онлайн-площадка) с возможностью заключения сделки как резидентами РБ, так и не резидентами РБ, размещение описаний товаров и услуг в котором производилось бы по международным стандартам, с учетом требований и условий целевых рынков продаж.
При этом немаловажным элементом Национальной онлайн-площадки должна являться возможность интеграции с внешними системами (национальными и международными онлайн-площадками и каталогами товаров) по передаче данных о производимой и реализуемой в Республике Беларусь продукции, что соответствовало бы принципу «однократного предоставления информации» собственником информации в одной системе, без необходимости дублирования и поддержания актуальности данной информации в иных информационных системах (функцию агрегатора данных и функцию получения/передачи данных в/из иных систем взяла бы на себя экосистема «Единое окно»).